Расширенный поиск
20 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Узун джолну барсанг, бюгюн келирсе, къысха джолну барсанг, тамбла келирсе.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
  • Адам боллукъ, атламындан белгили болур.
  • Таш ата билмеген, башына урур.
  • Ашына кёре табагъы, балына кёре къалагъы.
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Джарлы эскисин джамаса, къууаныр.
  • Джерни букъусу кёкге къонмаз.
  • Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
  • Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Тамбла алтындан бюгюн багъыр ашхы.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Айранын берсенг, челегин да къызгъанма.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Ата – баланы уясы.
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Чомарт къолда мал къалмаз.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Нарт сёз – тилни бети.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Окъ къызбайны джокълайды.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Дууулдаса – бал чибин, къонса – къара чибин.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
  • Ашхы – джыяр, аман – джояр.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.

Приключения «Горца» в Португалии

28.09.2005 0 1851

Фатима Магулаева,
г. Ставрополь


Невероятные каникулы

На память от нынешних летних каникул у участников ансамбля "Горец" Северо-кавказского государственного технического университета останутся масса замечательных фотографий, хороших впечатлений. Ребята надолго запомнят вымощенные камнем узкие улочки старинных городов и аккуратные, словно игрушечные, деревенские  домики с красными черепичными крышами, холодный запах морских волн и сорванные с дерева теплые апельсины, раскидистые пальмы, крики бакланов по утрам, и конечно, - подмостки сцен, свет софитов и аплодисменты зрителей.

Не без добрых людей

Для ансамбля народного танца, воспитавшего за почти тридцатилетнюю историю не одно поколение студентов, влюбленных в мелодии и ритмы многонационального Кавказа, поездка в Португалию стала первым опытом зарубежных выступлений. И пока их однокурсники изо всех своих студенческих сил на пляже, в огороде и перед телевизором старались забыть о существовании родной альма-матер, участники ансамбля "Горец" заработали для коллектива, являющегося визитной карточкой университета, почетное звание лауреата международного фольклорного фестиваля.

А началось все с того, что размещенная на сайте СевКавГТУ информация о студенческом ансамбле попала в поле зрения сотрудников Центра развития международных культурных отношений в Москве. Коллектив получил предложение попытать силы в конкурсе на участие в международном фестивале фольклора и на отборочном туре завоевал путевку в Португалию, оставив позади более тридцати российских ансамблей.

Так, тонкая нить "всемирной паутины" открыла дорогу "Горцу" на побережье Атлантического океана, в самую западную точку Европейского Союза - Португалию.



Для участия коллектива в престижном фестивале требовалось еще решить проблему - финансовое обеспечение поездки. Благодаря руководству вуза этот вопрос решался без участия самих танцоров. По информации от директора Центра эстетического воспитания СевКавГТУ Григория Айриева дорожные расходы (проживание и питание оплачивала принимающая сторона) взял на себя ректорат. Финансовую ответственность с руководством университета разделили ОАО "Кавказтрансгаз" и Общественный фонд "Содействие развитию карачаево-балкарской молодежи "Эльбрусоид". В Лиссабон "горцы" летели, окончательно поверив, что мир действительно не без добрых людей.
До встречи с португальскими зрителями танцоров ожидали ежедневные многочасовые тренировки, едва ли уступающие по интенсивности репетициям профессиональных коллективов. Строгость руководителя ансамбля Николая Металлиди, беззаветно преданного своему делу, потрясающий музыкальный оркестр, самоотдача солистов, напряженный труд всех танцоров стали залогом прекрасной подготовки коллектива к поездке.


В стране портвейна, футбола и бушующих пожаров

В Португалии ансамбль поселили в пригороде Порто с поэтичным названием Вила Нова де Гайя. Помимо нас здесь жили участники из Испании, Болгарии, Грузии, Литвы и Кипра. "Горец", самый многонациональный ансамбль на фестивале (только в основном составе его - представители 14 национальностей), представил зрителям все богатство музыкальной культуры Кавказа. Наверное, впервые на сценах португальских городов звучала музыка Дагестана и Чечни, Карачаево-Черкесии и Осетии, Абхазии и Ингушетии. Участники ансамбля сознавали всю ответственность, которая ложилась на них как на единственных представителей России. Николай Металлиди вспоминает: "Когда в два часа ночи по португальскому времени, - а это 4 утра по Москве - над сценой поднимался российский флаг, наши сердца замирали, и сон исчезал. Мы гордились тем, что представляем Россию на этом фестивале и были готовы выложиться на сцене по максимуму".

Коллектив, избалованный любовью ставропольских зрителей, с некоторым волнением ожидал реакцию зарубежной публики. Однако уже на первом же концерте португальские любители фольклора, покоренные красотой кавказских танцев, приветствовали российский ансамбль стоя, а на "бис" вместе с "Горцем" танцевали и сами. Растроганные теплым приемом и героическими попытками португальцев освоить карачаевский танец "Тюз тепсеу", ставропольцы, в свою очередь, с радостью переключились на португальский фольклор, отплясывая местные "хиты" в буквальном смысле бок о бок со своими зрителями.

За удачным дебютом последовала череда ежедневных выступлений в небольших городках на севере Португалии. Бывало, сценические площадки, приспособленные к аккуратной португальской хореографии, оказывались не в состоянии выдержать темпераментные пляски гостей фестиваля. Во время одного из концертов сцена проломилась дважды: сначала не выдержала натиска болгарских танцоров, а затем - напора горячей кавказской лезгинки в исполнении студентов "политеха". Горцы, завершавшие фестиваль, довершили и начатое болгарами "хулиганство", поставив финальную точку в концерте на уже изрядно треснувших подмостках сцены.

Восторженные отзывы

Португалия запомнилась прогулками по вечерней набережной и старинному городу Порто, экскурсией на фабрику-музей портвейна "Сандеман", обугленны-ми деревьями в переездах между городами, купанием в ледяных водах Атланти-ческого океана, "интернациональной" тоской по русскому борщу и кавказским хычинам, бутиками, уступающими по ценам ставропольским рынкам, а также невероятной доброжелательностью местных жителей. И, конечно, порадовало признание публики. Ведь если вспышки фотокамер и сопровождавшие выступления "Горца" видеосъемки можно объяснить естественным интересом зрителей к экзотическим для них танцам, то просьбы дать автограф уже бесспорно свидетельствовали о несомненном профессиональном успехе ансамбля. И можно не сомневаться, что для португальцев, сражавших поначалу российских студентов восклицаниями, вроде "О, Русия! Путин, Горбачев, перестройка!", - наша страна теперь будет ассоциироваться с плывущими по сцене тонкими девушками в длинных до пят платьях, расшитых золотом, и стройными подтянутыми парнями в черкесках.



А "Горец", покоривший португальскую публику, готовится к встрече с новыми зрителями: ансамбль получил приглашение "Эльбрусоида" на участие в праздновании "Дня первокурсника" в Москве. Не успев соскучиться друг по другу, танцоры снова собираются в репетиционном зале - поездка в столицу уже не за горами.

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет